Усть-Илимская межрайонная
природоохранная прокуратура подвела итоги деятельности
Благодаря своевременно принятым Усть-Илимской межрайонной природоохранной
прокуратурой мерам реагирования в первом полугодии 2024 года удалось пресечь 505
нарушения закона. Природоохранной прокуратурой опротестовывались незаконные
нормативные акты, вносились представления об устранении нарушений законов, а в
суды общей юрисдикции направлялись исковые заявления, в том числе, в целях
взыскания ущерба окружающей природной среде на сумму свыше 5 миллионов рублей.
Так,
на территории Усть-Илимского района очищено более 500 кв.м. береговой полосы
Усть-Илимского водохранилища от древесного хлама и мусора во исполнение
судебного решения, а на территории города Усть-Илимска по требованию прокурора
ликвидировано восемь несанкционированных свалок общим объемом более 14,7 тыс.куб.м.
Тремя арендаторами лесных участком, во исполнении ранее принятых судебных актов,
произведена очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 592,41 га.,
вывезена ранее оставленная древесина в объеме 902,2 куб.м.
В
рамках продолжающейся системной работы в указанном направлении в первом
полугодии 2024 года в суды направлены исковые заявления о понуждении
ответственных лиц в Усть-Илимском и Нижнеилимском районах ликвидировать
несанкционированные свалки на площади более 28 тыс.кв.м.
На
основании материалов проверок прокуратуры следственными органами в
Усть-Илимском и Нижнеилимском районах возбуждено и расследуется 4 уголовных
дела по ст.260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений).
В
целях обеспечения пожарной безопасности 7 арендаторов лесных участков в
Усть-Илимском и Нижнеилимском районах понуждаются в судебном порядке к
соблюдению правил санитарной безопасности в лесах, освобождению лесов от порубочных
остатков, заготовленной древесины. Оснащено, по требованию прокуратуры пожарной
мотопомпой одно из садовых некоммерческих товариществ в Усть-Илимском районе.
По
результатам системного надзора за исполнением национального проекта «Сохранение
лесов», в связи с неисполнением государственного контракта на выполнение работ
по воспроизводству лесов к административной ответственности на сумму более 150
тыс.руб. привлечен генеральный директор юридического лица. Во исполнение ранее
принятых прокуратурой мер, лесопожарные станции в городе Усть-Илимске,
Усть-Илимском и Нижнеилимском районе дооснащаются дополнительным
противопожарным инвентарем и автотранспортной техникой.
Надзорные мероприятия в сфере охраны
окружающей среды и природопользования продолжаются.
И.о. Усть-Илимского
межрайонного природоохранного прокурора
К.С. Анциферов
Прокуратура
Нижнеилимского района
«Уголовная ответственность за мелкое взяточничество»
В целях профилактики на территории Нижнеилимского района преступлений, связанных
с дачей и получением взяток, прокуратура района разъясняет.
Статья 291.2 Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за мелкое
взяточничество, то есть за получение взятки, дачу взятки лично или через
посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей.
Если сумма незаконного вознаграждения
превышает 10 тысяч рублей, то ответственность наступает по статьям 290 УК РФ
(получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ
(посредничество во взяточничестве), предусматривающие более строгое наказание.
Наиболее характерными примерами мелкого
взяточничества в судебной практике являются дача взятки сотрудникам ГИБДД, а
также полицейским ППС на транспорте за несоставление протокола об
административном правонарушении соответственно при выявлении нарушений правил
дорожного движения и общественного порядка на железнодорожном транспорте, в том
числе за распитие алкогольной продукции в вагоне пассажирского поезда.
Совершение указанного преступления влечет
наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, либо в виде
исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничение свободы до 2 лет, либо
лишение свободы до 1 года.
Более строгое наказание за мелкое
взяточничество предусмотрено для лиц, имеющих судимость за те же действия либо
за преступления, предусмотренные статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, чьи
действия будут квалифицированы по части 2 статьи 291.2 УК РФ,
максимальное наказание по которой составляет до трех лет лишения свободы.
При этом законодатель предусмотрел
возможность освобождения виновного лица от уголовной ответственности за совершение
данного преступления при добровольном сообщении в правоохранительные органы о
факте преступления после его совершения, активном способствовании его раскрытию
и расследованию, а также в случае, когда имело место вымогательство взятки.
Меры по предупреждению коррупции
Коррупция - это незаконное использование своего
служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или
третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.
Коррупция оказывает негативное воздействие на все аспекты
жизни общества и тесно переплетается с конфликтами и нестабильностью, ставя под
угрозу социально-экономическое развитие и подрывая демократические институты и
верховенство закона.
Борьба с коррупцией, так же, как и профилактика,
заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает
пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.
Прежде всего стоит обратиться к Федеральному закону от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который является основным нормативным
правовым актом в вопросе борьбы с коррупцией. Статья 1 вышеуказанного Закона
определяет противодействие коррупции, как деятельность федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по
выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию
и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий
коррупционных правонарушений.
Получается, что противодействовать коррупции должны не
только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты
гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
В соответствие со статьёй 13.3 Федерального закона от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны
разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в
организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц,
ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными
органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и
процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения
работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта
интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и
использования поддельных документов.
Конституционный Суд РФ (Определение от 26.03.2020 N
585-О) определил, что указанная обязанность возложена законом на все
организации, вне зависимости от организационно-правовой формы и форм
собственности.
Минтруд России определил меры по предупреждению
коррупции в организациях (публикация на сайте https://rosmintrud.ru/ «Меры по
предупреждению коррупции в организациях», утв. Минтрудом России). К ним, в
частности, относятся:
·
разработка и
принятие антикоррупционной политики организации;
· назначение подразделения и (или) работников, ответственных
за предупреждение коррупции;
·
оценка
коррупционных рисков;
·
выявление и урегулирование конфликта
интересов. Для реализации этой меры
целесообразно
разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;
· установление для соответствующей области деятельности
работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то
есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих
предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии
коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять
в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие
подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая
деятельность и владение ценными бумагами;
·
проверка
контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;
·
антикоррупционный
аудит отдельных операций и сделок;
·
информирование,
консультирование и обучение работников по вопросам
предупреждения
коррупции;
· установление каналов получения информации о возможных
коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением
(сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и
соцсетях);
·
внутренний
контроль и ведение бухгалтерского учета;
·
взаимодействие с
правоохранительными органами и иными госорганами в
целях
противодействия коррупции;
·
участие в
коллективных антикоррупционных инициативах;
·
мониторинг
эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.
Таким образом, деятельность по противодействию коррупции
должна носить последовательный и системный характер, но ни в коем случае не
номинальный.
Заместитель прокурора района
советник юстиции
А.А. Бобрик
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОБМАНА ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИКАМИ
Основные методы интернет-мошенников
Мошенники постоянно изыскивают все новые и новые варианты хищения чужого имущества. Кратко остановимся на самых распространённых.
• угроза безопасности
Многие болезненно воспринимают угрозу своим сбережениям. И этим активно пользуются мошенники. При получении сообщения с текстом вроде: «Вам пишут из банка. С вашего счета пытаются списать крупную сумму. Срочно сообщите номер карты и секретный код, чтобы мы могли помешать мошенникам» – человек под влиянием эмоций делает то, чего от него хочет злоумышленник: выдает конфиденциальную информацию. Парадоксально, но многие попадают на удочку мошенников именно потому, что боятся попасть на эту удочку.
• манипуляция здоровьем близких
Еще один распространенный прием – рассылка сообщений с содержанием: «Привет! Это твой друг Вася. Мне срочно нужны деньги, чтобы сделать операцию». Нередко речь идет о здоровье не самого друга Васи, а его любимой мамы. Или детей. Порой такие сообщения злоумышленники рассылают по всем контактам, которые они нашли в аккаунте в социальной сети, предварительно ими взломанном.
• создание профилей-двойников
Этот прием встречается реже, потому что он является довольно трудоемким. Суть в том, что аферисты создают в социальной сети профиль, полностью дублирующий чей-нибудь аккаунт. Затем они рассылают с него письма с просьбой о финансовой помощи в надежде на то, что кто-нибудь не заметит разницы.
• внушение ложной надежды
Аферисты сначала обрушивают на человека информацию о какой-либо опасности и сразу сообщают ему, как ее можно избежать. Например, они информируют, что ваши деньги, лежащие на банковском депозите, пытались похитить. В данный момент брешь в системе безопасности ликвидирована, но для большей надежности деньги лучше перевести на резервный счет – и тут же указывают его. Конечно, если вы переведете средства по указанным реквизитам, то больше их не увидите.
Как правильно общаться с мошенниками
Все перечисленное выше – лишь часть уловок, которые используют мошенники в интернете.
Если вам позвонили мошенники, в первую очередь, не торопитесь. Постарайтесь спокойно разобраться в предлагаемой ситуации. Тот, кто хочет присвоить себе ваши деньги, нередко создает искусственный дефицит:
времени – решение надо принимать сейчас, не то будет поздно;
внимания – на вас обрушивают огромное количество информации, причем собеседник то и дело меняет тему разговора.
Создание искусственного дефицита времени или внимания – четкий признак того, что что-то идет не так. Можно смело прекращать разговор или закрывать чат. Старайтесь не принимать решения в состоянии стресса. Постарайтесь успокоиться и мыслить трезво.
Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Да, есть люди, которые выигрывают крупные суммы в лотерее. Но чтобы выиграть, надо хотя бы купить лотерейный билет. Если же вы его не покупали, но вас пытаются убедить, что выигрыш – вот он, только надо внести за него залог, то здесь явно замешаны мошенники.
Сомневаетесь в том, что вам говорят? Это хорошо. Доверяйте своим сомнениям. И, если есть возможность, привлекайте к разговору третьих лиц – родственников, друзей, коллег.
Как защититься от мошенников
Чтобы избежать встречи со злоумышленниками, следуйте несложным правилам.
▪ не ищите легкой наживы
Если вам предлагают заработок без вложений, обещают невероятную прибыль от минимальных инвестиций – не верьте. Вас наверняка заманивают в финансовую пирамиду. Обещают продать новенький «Айфон» по цене старого кнопочного телефона? Будьте уверены, что вы отдадите деньги, а мобильное устройство не получите.
▪ ознакомьтесь с отзывами
Лотереи? Распродажи? Выгодные акции? Почитайте, что об этом пишут другие пользователи интернета. Если подавляющее большинство отзывов положительные, при этом они короткие, написаны как под копирку и сводятся к тексту «как здорово, что я на это согласился», это явный признак онлайн-мошенничества.
▪ проверяйте любую информацию
Друг в «Одноклассниках» или во «ВКонтакте» просит срочно перевести деньги, потому что его мама/брат/сын/сестра попали в больницу и нуждаются в операции? Перезвоните ему или свяжитесь с ним каким-нибудь другим способом. В чат пришло сообщение, подписанное службой безопасности банка? Перезвоните в банк.
▪ не выкладывайте конфиденциальные данные
Номера телефонов и банковских карт, данные паспорта, адрес – все это не надо выкладывать в интернет. Если телефонный номер, которым вы пользуетесь, должен быть на сайте или в социальной сети, лучше зарегистрировать отдельный телефон только для работы. Если на него будут звонить люди, представляющиеся друзьями ваших друзей или банковской службой безопасности, сразу ясно, что разговор следует тут же прервать.
▪ не доверяйте всем письмам и сообщениям в чатах
Обращайте внимание на то, как написан текст. Вряд ли служба безопасности банка будет делать много откровенно глупых ошибок. Также смотрите на адрес: мошенники могут просто переставить в нем буквы, чтобы казалось, что электронное письмо пришло со знакомого вам адреса.
▪ устанавливайте приложения только из официальных источников
Приложения на устройства устанавливать только из официальных магазинов App Store, Google Play Market или Microsoft Store. Либо с официальных сайтов компаний-разработчиков. Устанавливая ломаные пиратские версии, вы рискуете занести на свое устройство вирус.
▪ устанавливайте антивирусные программы
Они защищают от многих проблем, в частности, от фишинга – метод мошенничества, когда создается фальшивая страница сервиса, которым вы пользуетесь. На такой странице при вводе логина и пароля, они тут же становятся известны злоумышленникам.
▪ создавайте уникальные пароли
1234, QWERTY и собственный год рождения, даже записанный в обратном порядке, – это ненадежно. Пароль должен быть сложной комбинацией букв, цифр и символов. И не стоит хранить его в доступном месте. Даже в вордовском файле, который называется «Пароли», тоже не надо.
Уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
В целях профилактики на территории Нижнеилимского района преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних прокуратура района разъясняет.
Половая свобода и половая неприкосновенность являются частью гарантированных Конституцией РФ прав и свобод личности.
Половая неприкосновенность касается в первую очередь несовершеннолетних, поскольку недопустимо тлетворное влияние взрослых (посредством развратных действий, насильственных действий сексуального характера и т.д.) на несформировавшееся мировоззрение и психику этих лиц.
Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся к наиболее тяжким преступлениям, за совершение которых законодатель предусмотрел (ч.ч. 3, 4 ст. 131 УК РФ, ч.ч. 3, 4 ст. 132 УК РФ, ч. 2 ст. 133 УК РФ, ст. 134 УК РФ, ст. 135 УК РФ) строгую ответственность, сопоставимую, например, с ответственностью за умышленные убийства – может достигать до 20 лет лишения свободы.
Одним из распространенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних является развратные действия (например, непристойные прикосновения к половым органам, демонстрацию половых органов, совершение действий сексуального характера в присутствии лица, не достигшего 16-летнего возраста и др.), ответственность за которые предусмотрена ст. 135 УК РФ.
Многие полагают, что уголовная ответственность по данной статье наступает только за совершение каких-либо физических развратных действий, но они ошибаются.
Так, уголовной ответственности по ст. 135 УК РФ подлежат и лица за совершение развратных действий так называемого интеллектуального характера, которые в первую очередь направлены на формирование у несовершеннолетнего стандартов безнравственного, непристойного поведения. Основная часть преступлений данной категории совершается с использованием сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетей (социальные сети, мессенджеры и т.п.).
Типичными развратными действиями интеллектуального характера являются демонстрация порнографических материалов, изображений и предметов, воспроизведение аудио- или видеозаписей аналогичного характера, ведение бесед, разговоров на сексуальные темы циничного характера и т.д.
Следует также отметить, что законодатель установил запрет на назначение лицам, осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, условного осуждения. То есть осужденный при указанных условиях всегда будет отбывать назначенное судом наказание в виде лишения свободы реально.
Последствия «липовой» регистрации по месту жительства
В целях профилактики на территории Нижнеилимского района преступлений, связанных с незаконным пребыванием иностранных граждан на территории РФ, прокуратура района разъясняет.
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны своевременно регистрироваться по месту жительства или пребывания.
Сроки и порядок регистрации российских граждан установлены Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.
В отношении иностранцев в этой части действует Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9.
По общему правилу регистрация по месту жительства должна быть произведена в течение 7 дней со дня прибытия. Исключения содержат вышеназванные нормативные акты.
За фиктивную регистрацию по месту жительства или пребывания установлена уголовная ответственность (ст. 322.2 Уголовного кодекса РФ). Также установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без его намерения фактически проживать в этом помещении либо без намерения принимающей стороны предоставить ему это помещение для фактического проживания (ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ).
Максимальное наказание составляет 3 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на тот же срок. Ответственность за подобные действия наступает с 16 лет и чаще всего к ней привлекаются собственники и владельцы жилья, а в некоторых случаях иные лица.
Законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если виновное лицо оказывало помощь следствию и в его действиях не содержится иного преступления.
Осторожно, мошенники!
Внимание, прокуратура Иркутской области информирует, если Вам поступают телефонные звонки от неизвестных лиц, которые представляясь работниками банков, правоохранительных органов, просят Вас в целях сохранности денежных средств перевести их на безопасный, специальный или резервный счет, а также просят оформить кредит, ПОМНИТЕ: Все подобные звонки – ЭТО ЗВОНКИ МОШЕННИКОВ!!!
Напоминаем, что работники банков, как и правоохранительных органов, не звонят гражданам с такими вопросами, как и с вопросом о том, что Ваш родственник попал в ДТП и требуются деньги.
При поступлении таких звонков Вы самостоятельно легко можете проверить эту информацию. Положите трубку и позвоните на 02, либо позвоните на горячую линию своего банка, телефон которой указан на оборотной стороне Вашей банковской карты. Так вы обезопасите себя и свои сбережения.
Помните, если даже на экране телефона при поступлении такого звонка Вы видите номер телефона банка, правоохранительного органа, это может быть подменный номер.
Кроме того, настоятельно рекомендуем, не переводите деньги на бирже и инвестиционных проектах в сети Интернет, не имея достоверной информации, что это не мошенничество.
________________________________________________________________________________________________________________________
Расширена ответственность за побои и иные насильственные действия
С 09.07.2022 ст. 116.1 УК РФ дополнена ч. 2, которая предусматривает уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного в ст. 116 УК РФ, лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ от 08.04.2021 № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» отмечено, что положения ст. 116.1 должны быть распространены на лиц, совершивших аналогичные деяниях и имеющих неснятую и непогашенную судимость за них, поскольку в случае, когда побои нанесены или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за предусмотренное в этой статье или аналогичное по объективным признакам преступление, это ведет к неоправданными различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию.
Указанную норму характеризует специальный субъект – лицо, имеющее судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с УК РФ учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В ст. 86 УК РФ предусмотрены основания для снятия и погашения судимости.
По ч. 2 ст. 116.1 УК РФ может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на тот же срок, либо ареста на срок до шести месяцев.
Ответственность за оскорбление сотрудников правоохранительных органов
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.
Согласно примечанию к статье 318 УК РФ, представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 (ред. От 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к исполняющим функции представителей власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Обязательным признаком преступления по ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц – одного или нескольких. На квалификацию количество присутствующих не влияет. Оскорбление может быть нанесено и заочно, в отсутствие потерпевшего. При этом виновный должен с уверенностью предполагать, что о его действиях будет сообщено лицу, которое он хочет оскорбить.
Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.
Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий, установление которого в теории и на практике вызывает определенные трудности. В связи с этим суды часто назначают судебно-лингвистические экспертизы. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, то есть противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, то есть быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качество потерпевшего.
Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Е.Е. Мезенцев, помощник прокурора района
Ответственность по статье 264.1 УК РФ
Статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортными средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ или ст. 264.1 УК РФ.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В случае, когда лицо, будучи подвергнутым наказанию за административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.8 или 12.26 КоАП РФ или имеет судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ или ст. 264.1 УК РФ вновь управляет транспортным средством в состоянии опьянения или не выполняет законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, наступает уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ.
Данной статьей предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Кроме того, уголовная ответственность наступает за нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровья человека.
За указанное деяние предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет или лишения свободы на строк от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 4 ст. 264 УК РФ).
При причинении водителем в нетрезвом состоянии смерти двум или более лицам предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 6 ст. 264 УК РФ).
Ответственность за угон автотранспорта
В целях профилактики на территории Нижнеилимского района преступлений против собственности прокуратура района разъясняет.
Под угоном понимается неправомерное завладение транспортным средством без намерения присвоить его целиком или по частям.
Угон может быть осуществлен путем перемещения транспортного средства с места нахождения любым способом (самоходом, буксировкой).
Поездка под управлением владельца авто в результате применения к нему насилия или угрозы его применения также является угоном.
Как угон расценивается и использование автомобиля, находящегося в каршеринг-аренде, завладение которым осуществлено с помощью чужого или фальшивого аккаунта. При этом факт оплаты аренды автомобиля не имеет правового значения.
За совершение угона транспортного средства статьей 166 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность.
В зависимости от обстоятельств совершения угона и наступивших последствий максимальное наказание может быть назначено в виде 12 лет лишения свободы.
За указанное преступление уголовной ответственности подлежит физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
Стоит знать и о последствиях судимости.
Судимость – это не только факт биографии, характеризующий личность, но и препятствие к поступлению на государственную службу, работу в правоохранительные органы, при повторном совершении преступления она учитывается как отягчающее наказание обстоятельство.
Отсрочка и рассрочка исполнения решения суда
В прокуратуру района поступают обращения граждан по вопросам принудительного взыскания денежных средств по кредитным или иным платежам.
В соответствии со ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст. 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
В случае необходимости суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Прокуратура Нижнеилимского района
Меры по предупреждению коррупции
Коррупция оказывает негативное воздействие на все аспекты жизни общества и тесно переплетается с конфликтами и нестабильностью, ставя под угрозу социально-экономическое развитие и подрывая демократические институты и верховенство закона.
Прежде всего стоит обратиться к Федеральному закону от 25.12.2008 N° 273-Ф3
«О противодействии коррупции», который является основным нормативным правовым актом в вопросе борьбы с коррупцией. Статья 1 вышеуказанного Закона определяет противодействие коррупции, как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
-по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
-по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
-по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Получается, что противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
В соответствие со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N° 273-Ф3 «O противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
-определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
-сотрудничество организации с правоохранительными органами;
-разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
-принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
-предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
-недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Конституционный Суд РФ (Определение от 26.03.2020 N 585-0) определил, что указанная обязанность возложена законом на все организации, вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности.
В сентябре 2019 года Министерство труда и социальной защиты РФ разработало новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации (п.
1 разд. IV Методических рекомендаций).
Помимо предусмотренных законодательством о противодействии коррупции мер возможна разработка дополнительных документов, реализация иных мероприятий с учетом специфики деятельности организации. В случае отсутствия антикоррупционной работы органы прокуратуры вправе обязать организацию разработать соответствующие меры.
Таким образом, деятельность по противодействию коррупции должна носить последовательный и системный характер, но ни в коем случае не номинальный
Заместитель прокурора района
советник юстиции А.А. Бобрих
Братская транспортная прокуратура разъясняет правила использования воздушного пространства при эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
В настоящее время населением и организациями все чаще используются беспилотные летательные аппараты, в том числе квадрокоптеры, для осуществления фото и видео съемки местности с воздуха, для доставки предметов и посылок, мониторинга линий электропередач, трубопроводов.
Однако, в связи с участившимися случаями использования беспилотных летательных аппаратов для совершения терактов, главами субъектов Российской Федерации принимаются вынужденные меры по введению ограничений при использовании беспилотных летательных аппаратов.
Так, Губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым 6 мая 2023 года за № 138-уг издан Указ «О запрете использования беспилотных летательных аппаратов на территории Иркутской Области».
Согласно данного Указа, в целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории Иркутской области, запрещено использование беспилотных воздушных судов с 7 по 10 мая 2023 года и до особого распоряжения.
Исключения составляют беспилотные воздушные суда, используемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также предприятиями, исполняющими государственный оборонный заказ в рамках возложенных на них функций.
Иные беспилотные воздушные суда могут использоваться только на основании решения оперативного штаба Иркутской области по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756».
Аналогичные меры по запрету использования беспилотных летательных аппаратов с 3 мая 2023 года приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации, в некоторых регионах, например Ярославской области, Северной Осетии, такие ограничительные меры были введены еще в 2022 году.
За неисполнение требований законодательства по использованию воздушного пространства, в том числе использования беспилотных летательных аппаратов с нарушением введенных ограничений, предусмотрена ответственность.
Так, статьей 11.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за нарушение использования воздушного пространства для физических лиц предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц от 100 до 150 тысяч, для юридических от 300 до 500 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до трех месяцев.
Если же, запуск беспилотного летательного аппарата без разрешения, или иное нарушение правил использования воздушного пространства, повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека (нескольких людей), то ответственность последует по статье 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Санкция указанной статьи предусматривает лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В случае установления фактов использования беспилотных летательных аппаратов просим сообщать в органы транспортной полиции или Ространснадзора по следующим телефонам:
Братский ЛО МВД России на транспорте – 8 (3953) 49-70-17, 49-83-57
ВС ТОГАН МТУ Ространснадзора по СФО 8 (3952) 29-13-75
Братская транспортная прокуратура – 8 (3953) 30-30-01
Старший помощник
Братского транспортного
прокурора
Подлевская О.С.
Осторожно, тонкий лёд! Выход на лёд опасен!
Ответственность за мошенничество при получении средств материнского (семейного) капитала
Государством осуществляются меры поддержки молодых семей, одной из которых является материнский (семейный) капитал – денежное пособие, выплачиваемое при рождении либо усыновлении ребенка. Указанные денежные средства предоставляются на определенные законом цели. По состоянию на 2022 год определены следующие цели, на которые можно его расходовать: улучшение жилищных условий семьи с обязательным предоставлением доли в праве собственности на жилище ребенку; получение образования ребенком; формирование накопительной пенсии матери; социальная адаптация ребенка-инвалида; ежемесячная выплата семьям с невысокими доходами.
Вместе с тем, недобросовестные граждане могут попытаться использовать эти средства по своему усмотрению, то есть просто присвоить их, не учитывая интересы своих детей, а также интересы государства, предоставившего данные средства.
Указанные действия являются основанием для привлечения недобросовестного получателя средств материнского (семейного) капитала к уголовной ответственности по ст. 159.2 УК РФ, которая в зависимости от размера присвоенных средств и иных обстоятельств совершения преступления предусматривает наказания - от штрафа в размере 120 тысяч рублей и до лишения свободы сроком 10 лет. Кроме того, денежные средства, полученные в результате такого незаконного «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала подлежат взысканию с лица, их получившего.
С 08 июня увеличиваются штрафы за нарушение требований
пожарной безопасности в лесах по статье 8.32 КоАП РФ
В соответствии с Федеральным законом от 28.05.2022 No 141-ФЗ
вносятся изменения в ст. 8.32 КоАП РФ, которые начинают действовать с
08.06.2022.
Согласно данных изменений физические лица за нарушение требований
пожарной безопасности в лесах несут административную ответственность в
виде предупреждения или административного штрафа в размере от
пятнадцати до тридцати тысяч рублей.
Нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого
противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах,
возникшей вследствие лесных пожаров влекут административную
ответственность для граждан в виде административного штрафа в размере от
сорока до пятидесяти тысяч рублей.
К основным требованиям пожарной безопасности в лесах, которые
должны соблюдать все граждане относятся:
Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой
осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы,
мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках
поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не
очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на
лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев,
включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья,
хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также
под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня
допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной
(то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее
0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения
сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью
тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения
тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных
трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться,
а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно
гореть после его удаления) или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или
иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие
горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего
сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой
питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи
машин, заправляемых горючим;
Запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Пребывание граждан в лесах может быть запрещено в случае введения
особого противопожарного режима и наличия 3 класса пожарной опасности в
лесах и выше, а также при введении режима чрезвычайной ситуации в лесах.
(п.п. 8, 9, 47 Правил пожарной безопасности в лесах)
Напоминаю, что Указом Губернатора Иркутской области от 19.05.2022
No 84-уг введён режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального
характера с 18 час. 00 мин. 19.05.2022 сроком не более 21 день и в соответствии
с п. 4 данного Указа установлен запрет на посещение гражданами лесов, запрет
на въезд в леса транспортных средств.
С 08 июня увеличиваются штрафы за нарушение требований
пожарной безопасности по статье 20.4 КоАП РФ
В соответствии с Федеральным законом от 28.05.2022 No 141-ФЗ
вносятся изменения в ст. 20.4 КоАП РФ, которые начинают действовать с
08.06.2022.
Согласно данных изменений физические лица за нарушение требований
пожарной безопасности несут административную ответственность в виде
предупреждения или административного штрафа в размере от пяти до
пятнадцати тысяч рублей.
Нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого
противопожарного режима влекут административную ответственность для
граждан в виде административного штрафа в размере от десяти до двадцати
тысяч рублей.
К основным требованиям пожарной безопасности, которые должны
соблюдать все граждане относятся:
- Запрещается использовать противопожарные расстояния между
зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов,
мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства
(размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения
костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов,
жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.
- На землях общего пользования населенных пунктов, а также на
территориях частных домовладений, расположенных на территориях
населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый
огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных
для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы,
материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных
органами местного самоуправления городских и сельских поселений,
муниципальных и городских округов, внутригородских районов.
- Правообладатели земельных участков (собственники земельных
участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях
общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели
территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для
собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества)
обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и
покос травы.
- На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам,
садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к
имуществу общего пользования садоводческого или огороднического
некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на
землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки
горючих отходов.
- При использовании открытого огня и разведении костров для
приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например,
мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на
садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного
назначения, противопожарное расстояние от очага горения до зданий,
сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону
очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров.
(п.п. 65-68 и Приложение No 4 Правил противопожарного режима в
Российской Федерации).
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УГОН
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Статьей 166 УК РФ закреплена уголовная ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (далее по тексту – угон).
Под угоном следует понимать завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством и поездку на нем без намерения присвоить его целиком или по частям. То есть неправомерное завладение чужим автомобилем или иным транспортным средством без намерения его присвоить целиком или по частям, а равно самовольная поездка на нем. Угон может быть осуществлен как с помощью установленного на транспортном средстве двигателя, так и без запуска такового (откат вручную, буксировка, эвакуация и т.п.).
Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается также совершение поездки под управлением владельца или собственника транспортного средства в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия, поскольку в таком случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.
Предмет указанного преступления — автомобиль или иное транспортное средство. Под автомобилем понимают механическое транспортное средство, предназначенное для передвижения по дорогам и имеющее любое специальное назначение (перевозка людей, грузов, оборудования, установленного на нем). Под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по статье 166 УК РФ, следует понимать транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется специальное право (автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, трактора и другие самоходные машины, иные транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, а также маломерные катера, моторные лодки и иные суда, угон которых не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 211 УК РФ). Не являются предметом данного преступления велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п.
Преступление считается оконченным с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.
За указанное преступление уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
За неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по соответствующей части ст.166 УК РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ограничения свободы на срок до 3 лет, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 12 лет.
Не исключены случаи проживания в жилых помещениях, которые были предоставлены им либо их родственникам в советское время, различными предприятиями, которые в настоящее время не существуют. В случае, если такое жилое помещение не в собственности граждан, то скорее всего оно в муниципальной собственности.
Надлежащее оформление права пользования муниципальным жилым помещением достигается при заключении договора социального найма.
Наличие договора социального найма документально закрепляет право гражданина на проживание в данном жилом помещении, в связи с чем он не может быть самовольно выселен из него.
Отсутствие же договора социального найма в отношении жилых помещений, которые не в собственности граждан в большинстве случаев означает и отсутствие правовых оснований для проживания в данном жилом помещении.
Наличие прописки в жилом помещение не является правовым основанием пользования данным жилым помещением, она лишь подтверждает факт регистрации по месту жительства.
В случае отсутствия договора социального найма на муниципальное жилое помещение граждане, проживающие в данном жилом помещении, могут быть выселены из него по решению суда и сняты с регистрационного учёта в этом жилом помещении.
Договор социального найма не только закрепляет право проживание в муниципальном жилом помещении, но и может служит отправной точкой для приватизации жилого помещения, а также при наличии договора социального найма в него можно включать членов семьи.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе владеть и пользоваться жилым помещением в целях проживания и обязан обеспечить сохранность и надлежащее состояние жилого помещения. Наймодатель жилого помещения обязан осуществлять его капитальный ремонт, обеспечивать предоставление коммунальных услуг и вправе требовать от нанимателя внесения необходимых платежей.
Для оформления договора социального найма Вам необходимо обратиться в администрацию соответствующего поселения.